- Торговля
- в Средиземноморье развивалась уже с нач. 3 тыс. до н. э. в рамках др.-вост. классового общества как обмен различными продуктами (например, сырье для металлообрабатывающих ремесел, предметы роскоши для царских резиденций и аристократии.) Применение нечекан, слитков из меди и благородных металлов благоприятствовало этой меновой Т. Египет, Финикия, Крит, Кипр, Микенская Греция во 2 тыс. до н. э. были значительными торговыми центрами. Сухопутная Т. была предпочтительной из-за необеспеченности мор. судоходства до исхода классич. древности. Мор. Т. осуществлялась б. ч. вдоль побережья, а также между островами Эгейского м. На пороге 2-го и 1-го тыс. финикийцы стали крупнейшими купцами в Средиземноморье. Их торговые поселения распространились далеко на З. до исп. и мароккан. побережья Атлантики (Тартесс в Испании). С возникновением античного рабовладельч. общества и увеличением в связи с этим товарного производства античная Т. стала развиваться быстрыми темпами. С 8 в. в районе Эгейского м. развивается греч. Т., которая в ходе греч. колонизации вытесняет финикийскую Т. в Сицилии, Юж. Италии и на галльском побережье Средиземного м. Введенная впервые в Лидии в 700 до н. э. чеканка монет стимулировала товарное производство и основанные на нем товарно-денежные отношения. Колонизация далеко раздвинула Т. Однако господствующее положение на 3. сохранили карфагеняне, этруски — в Сев. и Ср. Италии. Греч, торговыми центрами были Коринф (особенно в 8–7 вв. до н. э.), Милет (7–6 вв. до н. э.), Афины (6–4 вв. до н. э.); статьями Т. были зерно, рабы (импорт), глиняные сосуды, металлич. товары, текстиль и масло (экспорт). Важнейшим торговым путем на суше стала дорога от Массалии по pp. Рона и Саона в глубь Галлии и дальше в Британию или Германию. Торговый путь шел из рим. пров. Норик, Реции и Паннонии в Богемию, оттуда на С. и С. — В. («янтарный путь»). Также и в позднейшие времена использовалась древняя дорога перс, царей от Сард в М. Азии в Сузы и др. Элам. Из М. Азии и Сирии тянулся торговый путь на В. через Ферганскую долину и Семиречье в Китай («шелковый путь»). Из Палестины исходили торговые пути через Геджас на «побережье благовоний» (побережье Сомали) и в Юж. Аравию (Йемен). Из гаваней в Персидском зал. они вели в Юж. Аравию и Индию. Благодаря завоеваниям Александра Македонского далеко распространилось влияние греч. и затем эллинистич. торговли. Наиболее мощными эллинистич. торговыми центрами были Родос (3–2 вв. до н. э.), Делос, прежде всего для торговли рабами (2–1 вв. до н. э.), Александрия и Антиохия на Оронте (с 3 в. до н. э.), а также Селевкия на Тигре (3–1 вв. до н. э.). Обширная рим. торговля возникла лишь с 3 в. до н. э. после 1-й Пунической войны. В 218 до н. э. закон Клавдия затруднил для сенаторов крупную и дальнюю Т., запретив им приобретение больших судов. Вместе с тем закон способствовал развитию несенаторского сословия купечества (всадников). Карфаген и Коринф, стоявшие на пути рим. торговых интересов, были разрушены в 146 до н. э., что подорвало греч. и пунийскую Т. Наиболее значительной италийской гаванью с 1 в. до н. э. стали Путеолы (в Неаполитанском зал.), позднее Остия (в устье Тибра). В Римской империи Т. достигла невиданного ранее размаха. Она простиралась временами от Англии до Индии и Китая, от Сев. и Ср. Европы до Сев. Африки. С 3 в. н. э. Т. Западной Римской империи пошла на убыль, однако она сохранила частично свое прежнее значение в Восточной Римской империи. Важнейшими торговыми городами были прежде всего Александрия, Антиохия и Константинополь, на 3. — Карфаген и Массалия.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.